Водитель «Москвича», остановив автомобиль, почему-то не включил габаритные огни. Пожалел аккумулятор? Или ему показалось достаточным то, что сам он отчетливо различает автомобили на дороге? А видят ли его другие? Вот о чем он должен был побеспокоиться в первую очередь. Возможно, он никогда не слыхал о тех оптических иллюзиях и других вещах, о которых шла речь выше. Но дело даже не в этом. Ведь автомобиль остановился не на обочине. А в таком случае водитель обязан выставить в 25—30 метрах позади аварийный треугольник или мигающий красный фонарь, как того требует пункт 101 Правил дорожного движения. Надо ли говорить, что тогда не заметить «Москвич» было бы невозможно.
Бели бы, в свою очередь, водитель МАЗа, видя, что дорога освещается лишь местами, перешел на ближний свет, он тоже избежал бы ловушки. В свете фар он заметил бы препятствие на дороге значительно раньше. Включать их надо было обязательно еще и потому, что к концу рабочего дня из-за естественного утомления его внимание и возможности зрительного восприятия были, конечно, снижены. Не учитывать это обстоятельство нельзя.
В заключение хотелось бы еще сказать вот о чем. Водителям надо понять, что езда ночью требует от них максимального напряжения. Плохие условия видимости, недостаточное освещение предъявляют к ним особый счет. А возможности нашего зрительного восприятия ограничены. И не забудем, что безопасное вождение автомобиля в темное время зависит не только от уровня освещенности. Своеобразное сочетание определенных факторов дорожной обстановки может рождать зрительные иллюзии. Наиболее опасна в таких условиях самомаскировка препятствий. А ей способствует не только слабая освещенность предмета, но и его цвет, световое соотношение с фоном, распределение светового потока. Конечно, все это должны учитывать не только водители, но и работники дорожных служб, следя за тем, чтобы не нарушались нормы освещения дорог.
|